Sleepless писал(а):Да, СМ - для детей и подростков, и тот факт, что этим аниме могут интересоваться и взрослые, общую целевую аудиторию не меняет.
А мне вот кажется, что вопрос о зрительской (и читательской, если речь о манге) аудитории СМ "в общем виде" не решается. Естественно, с формальной точки зрения это именно "подростковое" произведение, отвечающее основным требованиям этого разряда аниме, которые существовали на момент выхода первого сезона. Во всяком случае, в первом сезоне реализован "золотой принцип"
сёнэн анимэ —
воспитание через приключения. Но ведь этим дело не ограничивается. Частенько истории проходных персонажей, действующих в пределах одной серии, являют собой нравоучительные рассказы в духе моралистов ("вот так не надо, а надо так"). Через всё аниме красной нитью проходит мысль: "Будьте бдительны! Не всё на свете таково, каким кажется". Отсюда вытекает конфликт обыденного мышления (пресловутого
здравого смысла) и углублённого ви'дения. Злодеев, которые "злы и только" в аниме раз, два и обчёлся. У большинства всегда найдётся какая-нибудь "веская причина" или даже "принцип", вынуждающий творить злые дела. И ко всему прочему — небывалая (для мира аниме) театральщина (которую смогли превзойти разве что создатели "Утэны") и вездесущая пародийность. Причём поначалу пародируется жанр
махо-сёдзё, затем — всё на свете (вплоть до пьес театра Но) и под конец — само аниме "Бисёдзё-сэнси Сэрамун". Самое же феноменальное, что пародийность не отменяет драмы, но лишь причудливо оттеняет её. И каково всё это потреблять детям или даже подросткам? Возможно, они и не заметят доброй половины "интенций", но чувство, что в яркой красивой обёртке им подсунули весьма горькую конфету (а эту горечь сразу и не распробуешь!) у них наверняка останется. Собственно, это один из приёмов превращения тривиальной поучительной волшебной сказки в экстравагантное и довольно острое блюдо — подсыпать пряностей и не сказать, каких. Но в случае с СМ сей простой и тысячекратно опробованный приём применён виртуозно.
Sleepless писал(а):Но ничего плохого в этом нет, как по мне. Это просто мы все привыкли, что раз для детей, то это что-то сугубо несерьёзное, легкомысленное.
В
старые годы для детей создавались такие "мультики", что хоть стой, хоть падай. Например,
"Разлучённые" по мотивам "Трёх толстяков". Вот уж где несерьёзность и легкомысленность не ночевали. Хотя эффект достигался отнюдь не введением в историю каких-то более сложных элементов, чем те, что имелись в повести Олеши, но всего лишь созданием необычной гротескной атмосферы. Иногда же атмосфере мультфильма придавалась нарочитая историчность и "кинематографичность", что создавало ощущение жизненной правды (
"Честное слово" по рассказу Пантелеева). Так что
для детей можно создать хоть сверхсерьёзное произведение, было бы желание.
Sleepless писал(а):Такие вещи, как СМ - это своего рода моральный компас. У взрослых он уже настроен, у детей (да и подростков) только формируется. И детские сказки/мультики и т. д. (может быть не все, но многие) как раз и призваны для того, чтобы правильно настраивать этот самый компас в игровой, интересной для ребёнка/подростка форме.
В том-то и казус, что у многих взрослых этот компас "настроен" неправильно, т. е. попросту испорчен. Кстати, "настроить" компас нельзя, его стрелка по определению должна располагаться параллельно направлению силовых линий магнитного поля Земли. Но в современном мире нередко бывает так, что жить "по моральному компасу" взрослым неудобно, слишком хлопотно, вообще невозможно etc. В этом случае детям нелегко разобраться в хитросплетениях житейской этики, которую любой умник,
умеющий жить, стремиться переиначить на свой лад и приспособить к собственным потребностям. Вот для этих-то детей,
обдумывающих житьё, СМ может явиться своего рода "эталоном" правильного поведения в трудных ситуациях или даже "камертоном" для поверки чистоты звучания душевных струн. Но для этого нужно, чтобы они, по крайней мере, удосужились вглядеться в то, что им показывают, и задуматься над увиденным.
Sleepless писал(а):Но это не значит, что для взрослых детские и подростковые произведения не могут быть интересны. Очень даже могут! Такие вещи, как по мне, своей гипертрофированностью как раз могут напомнить о глобальных ценностях, которые взрослые в своей взрослой жизни могут уже и подзабыть.
Одно из главных достоинств СМ в сравнении с другими произведениями моралистского толка состоит в том, что вопрос, является ли та или иная ценность вечной и глобальной, здесь не решается излишне прямолинейно. Почти всегда для решения той или иной проблемы предлагается больше одного пути и не всегда сразу удаётся понять, какой из путей лучший. Недаром же в конце каждого сезона непременно присутствует очередная эвкатастрофа, показывающая, что к спасению ведёт откровенно парадоксальный (или, если угодно, максималистский) путь.